Даже взрослым людям часто сложно обратиться к родным и друзьям за помощью, в чем-то признаться, попросить поддержки. Что же тогда говорить о детях с их страхами и юношеским максимализмом. Переживать в одиночку, копить сомнения и наращивать ком проблем – тоже не выход. Чтобы помощь подросткам преодолеть трудные жизненные ситуации, в Актюбинской области создана служба детского круглосуточного телефона доверия "No problem!".
О целях проекта и первых результатах его работы Today.kz рассказала главный специалист управления образования Актюбинской области Батима Айтбаева.
Проект реализуется с 2017 года в рамках государственного социального заказа. На звонки отвечают пять педагогов-психологов, имеющих высшее образование и стаж работы в этой области. Консультанты реагируют на любые запросы абонентов. Могут успокоить, оказать психологическую помощь, дать выговориться, подсказать, где еще готовы помочь.
"Основная цель телефона доверия – поддержка детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Консультирование по вопросам предотвращения суицида, правонарушений, ранней беременности, детской беспризорности, безнадзорности, жестокого обращения, насилия над детьми. Педагоги-психологи стабилизируют эмоциональное состояние абонента, ориентируют его на адекватное решение социальных и психологических аспектов возникшей проблемы, помогая объективно осознать сложившуюся ситуацию, дают информацию о телефонах и адресах организаций и учреждений, где можно получить очную юридическую, психологическую и социальную помощь", – пояснила Батима Айтбаева.
"Около 500 звонков поступает ежегодно. В первый год работы службы психологи получили 483 обращения, в 2018 году было 493 звонка. Основной контингент (80 процентов) – несовершеннолетние, которым требуется психологическая помощь, затем родители и люди старше 18 лет, родственники подростков. В основном вопросы касаются отношений с противоположным полом, первая любовь и так далее. Очень много обращений об отношениях между сверстниками и в семье. Дети спрашивают совета, как поступить в той или иной ситуации. На этот телефон звонят и взрослые, попавшие в трудную жизненную ситуацию, например, при разводе. В 2018 году более 50 взрослых позвонили со своими вопросами", – сообщила Батима Айтбаева.
Очень важно, что вся помощь оказывается анонимно и конфиденциально. Ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя, передавать личные данные, беседы не записываются и без согласия обратившегося не передаются третьей стороне
Один из случаев – женщина звонила, угрожала, что может нанести вред здоровью и жизни своих детей.
"Она назвала свою фамилию, мы звонили в район, определил ее адрес. Под видом комиссии, изучающей жилищно-бытовые условия содержания детей, работники отдела образования ходили к ней домой, посмотрели условия, в которых живет семья, обращали особое внимание на психологическое состояние матери. Оказалось, что информация была ложной. Женщина вела себя адекватно, нормально обращалась со своими детьми. Возможно, в момент, когда она обратилась в службу, у нее была послеродовая депрессия, муж был на вахте, дети активные, ей нужно было излить душу, кому-то рассказать о своем эмоциональном состоянии", – рассказала Батима Айтбаева.
Основная цель консультантов-психологов – выслушать человека, успокоить и помочь найти адекватное решение проблемы. С этим они справляются отлично.
Об этом говорят и показатели.
Уровень преступности среди несовершеннолетних снизился на 8,2 процента. Если в 2017 году эта категория граждан совершила 159 преступлений, то в 2018-м – 146.
"Мы замечаем, что людям не хватает общения. Очень мало близкого контакта даже в семьях, люди друг с другом мало говорят, а всем нам порой надо выговориться, получить отклик. Телефоны доверия, как палочка-выручалочка. В основном звонят люди в депрессивном состоянии. Психологи очень тонко чувствуют состояние абонента, они в разговоре успокаивают человека, переключают его мысли с проблем на что-то еще. Абоненты в основном удовлетворены работой, ответами. Повторных звонков в прошлом году было много. Решили одну проблему, человек просит консультацию по другому опросу. Это значит, что у людей возникает доверие", – сообщила спикер.
По ее словам, многие актюбинцы звонят в "No problem!" просто из интереса. Спрашивают, для кого предназначен телефон доверия, какие проблемы он помогает решить, уточняют, куда обратиться за материальной помощью. Педагоги-психологи обладают и всей этой справочной информацией. Могут дать контактные данные учреждений, кризисных центров, юристов, телефон доверия управления образования. Благодаря сервису несколько семей узнали, что могут рассчитывать на материальную помощь.
Остается только напомнить номер, где круглосуточно готовы помощь и детям, и взрослым: 8 (7132) 90 90 00.
Телефон доверия управления образования Актюбинской области – 8 (7132) 55 17 92.