Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 26 июня 2019 года №115-Р была утверждена Дорожная карта по развитию машиностроения Республики Казахстан на 2019-2024 годы. Дорожная карта была разработана Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан совместно с Союзом машиностроителей Казахстана, передает Сity04.kz со ссылкой inform.kz.
Дорожная карта по развитию машиностроения Республики Казахстан на 2019-2024 годы является стратегическим видением развития отрасли машиностроения на среднесрочную перспективу.
Главная цель документа - определение основных задач для достижения конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрения новых технологий и повышения экспортного потенциала отрасли.
Социальная значимость Дорожной карты обусловлена тем, что результаты запланированных мероприятий будут способствовать росту занятости в отрасли, повышению реальных заработных плат, обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами, воспитанию нового технократического поколения.
Дорожной картой предусмотрен комплекс действий, направленный на изучение и разработку мер поддержки, включающий в себя, меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.
Принятие Закона Республики Казахстан «О промышленной политике» позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности.
Законом будут определены: цели, задачи и принципы промышленной политики; полномочия госорганов и организаций;
меры по стимулированию деятельности в сфере промышленности;
механизмы взаимодействия участников, мониторинга и контроля реализации промышленной политики;
инфраструктура, инструменты и механизмы финансовой поддержки промышленной деятельности.
С принятием данного закона бизнес получит определенную уверенность и сигналы к действию, повысится деловая активность. Аналогичные законы есть в Италии, Великобритании, США, России все они направлены на защиту и стимулирование внутреннего производителя. Дорожной картой предусмотрен пункт инициирующий создание Фонда развития промышленности (ФРП) Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК. Следует отметить, что подобные фонды успешно работают в России, Беларуси, странах Организации экономического сотрудничества и развития.
Они предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, на проекты лизинга процентная ставка на заём составляет 1%. К примеру, по опыту России фонд направляет свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизации промышленности, повышения производительности труда. Эффективность деятельности фонда будет обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрирована в одной организации, имеется четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки.
Сегодняшняя модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня показывает свои неэффективность. Наиболее импортозависимые сектора отечественного машиностроения: электрооборудование - 2,7 млрд долларов США; автомобилестроение - 1,8 млрд долларов США; нефтегазовое машиностроение - 1,3 млрд долларов США; горно-металлургическое машиностроение - 1,04 млрд долларов США. Возможности импортозамещения продукции нефтегазового машиностроения на 56,7 млрд тенге - отечественные предприятия готовы дополнительно поставлять из общего объема импорта.
Отечественные предприятия выражают готовность в налаживании производства новой продукции для крупных операторов в объёме до 100 млрд тенге. Финансировать ФРП предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года. ФРП софинансирует ≥50% проекта, субсидирует привлекаемый займ с рынка (в зависимости от специфики проекта). Предлагается также проработать вопрос введения налоговых преференций для предприятий, осуществляющих модернизацию существующих мощностей, наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции.
Меры поддержки позволят: привлечь в отрасль новых инвесторов; предоставить предприятиям дополнительные средства на модернизацию и пополнение оборотного капитала; обеспечить дополнительный рост объемов производства на 80-100 млрд тенге ежегодно. Целесообразно применение акцентированных мер поддержки, к примеру, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам. Немаловажная роль отведена развитию базовых производств, таких как литье, кузнечное производство, горячая штамповка.
Предполагается оказать содействие в запуске такого производства в ключевых для отрасли регионах Казахстана с территориальным расположением - север, юг, восток, запад, центр на базе действующих предприятий и/или через создание новых производств. На сегодня ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья - 200 тыс. тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл и заготовки в России и Китае. В мировой практике строительство мини металлургического завода стоит 100-150 млн долларов США, строительство литейного завода оценивается в 30-35 млн евро. Реализация указанных мероприятий будет способствовать росту объема производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза, а также увеличению экспорта в 1,2 раза. За последние пять лет увеличилась численность принятых на обучение в организациях технического и профессионального образования (ТиПО). Общая численность учащихся, принятых в 2018 году на обучение по специальностям для отрасли машиностроения в учебные заведения ТиПО, составила 22 тыс. человек, число обучающихся - 62,8 тыс. человек. В Дорожной карте предусматривается проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики - 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель. Наиболее всего востребована у абитуриентов колледжей и средне-специальных учебных заведений специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», доля которой в общем числе поступающих на машиностроительные специальности составляет 44,6%.
Кроме того, значительный удельный вес занимают специальности «Сварочное дело» (22%) и «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» (9,1%). Здесь следует отметить, что среди ТОП-10 престижных профессий в мире 40% так или иначе имеют прямое отношение к машиностроению. Отрасли требуется широкий круг специалистов с высшим и специальным образованием. Начиная с 2019 года, начата разработка профессиональных стандартов, которые буду положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счёт займа Всемирного банка.