Сносить дома и возводить новые многоэтажки, чтобы спасти тысячи жизней, предлагает эксперт.
В 2020 году завершится программа модернизации ЖКХ. Она действовала с 2011 года и успела охватить тысячи многоквартирных домов по всей республике. И всё бы хорошо, вот только перед капитальным ремонтом здания никто в полной мере не обследовал, и доподлинно неизвестно, насколько они пригодны для жизни. Вполне вероятно, что модернизируемые дома нужно было снести, а не ремонтировать. Теперь жители хрущевок, отслуживших но нормам свой срок, ежегодно выплачивают огромные суммы. При этом они даже не подозревают, что несущая стена, возможно, разваливается, а прогнившая балка над их головами грозит рухнуть в ближайшее время.
Это касается не только «отремонтированных» домов, но и большинства жилых зданий, возведенных в советские годы, которые также нуждаются в обследовании.
Модернизация обошлась в 53 миллиарда
Всего в городе Актобе порядка 2 тысяч многоквартирных домов. За последние 9 лет модернизировали 109 из них. Примерно 2 десятка таких домов сосредоточены в районе «Спутника». Не удивительно: именно здесь в 60-х возвели первые актюбинские хрущевки. В одной из них живет эксперт-строитель с многолетним стажем Юрий Алиев.
- Все эти дома ремонтировали по государственной программе. В ней расписан весь механизм: как делать, что, на каких этапах и т.д. Работы в каждом доме могли стоить около 45-50 млн тенге. Наш дом, к примеру, по смете обошелся в 47 млн, и по сегодняшний день люди платят деньги.
Всего по республике на модернизацию выделили около 53 млрд тенге из государственного бюджета. Актюбинской области из них досталось всего 304,5 млн. Из местного бюджета тогда выделили 44,5 млн. Свои деньги в общий бюджет внесли предприятия и граждане - в размерах 452,4 и 75,8 млн соответственно. Суммарно сформировалось немногим более 877 млн тенге.
С каждой квартирой оформлялся договор, после чего жильцов обязывали выплачивать беспроцентный кредит в несколько сотен тысяч тенге на протяжении 10-20 лет.
А нужна ли была модернизация?
- Дело страшное. Наибезобразнейшее! По-экономически это называется разбазариванием бюджетных средств в особо -крупных размерах! - восклицает Юрий Алиев. - Согласно закону о программе, перед реализацией проекта необходимо провести полное обследование дома. Если проще, то прежде, чем делать операцию, человек всегда проходит обследование у множества врачей. Никто же не будет резать человека без точного диагноза. Так и здесь. Но на самом деле дома никто не обследовал.
Фактически, без обследования домов не было никакого документационного подтверждения необходимости модернизации.
- Если нет соответствия закону, то нельзя лезть в эти дома, и, тем более, выполнять ремонтные работы, - подчеркивает Юрий Алиев. - Они провели тендеры, распределили деньги. А никакого обследования не было, бумаг никаких нет. И таких домов по области – множество. По всей стране разбазаривались деньги без документального обоснования. Куда вы ни кинетесь, вам никто не покажет документы, что здания были обследованы.
Панельной четырехэтажке, в которой живет Юрий Михайлович, 56 лет. Срок эксплуатации таких домов - 50 лет. Их построили в 60-х и 70-х годах, а капитальный ремонт должны были провести спустя 25 лет. Но, как несложно догадаться, при развале Союза, затянувшемося на десятилетие, было совсем не до этого. Если дома и обследовали, то в лучшем случае – на бумаге.
Стены разламываются в каждой квартире
До обследования многоэтажек нет дела и сегодня. Ко всему прочему, согласно строительным нормам, обследовать дом нужно не только перед капитальным ремонтом. С разной периодичностью должна проверяться изношенность различных конструкций дома: балок, труб, монолитных фундаментов, колонн и стоек, стеновых панелей, блоков и т.д. Ничего из этого, по словам Юрия Алиева, не соблюдается.
- Если здание не обследовалось, в нем жить нельзя! Все эти здания потрескались и лопнули. Я занимался технадзором, и в какую бы я квартиру ни заходил, все «потресканные». Люди понаклеили обои - и всё. А это несущая конструкция, и она разваливается, - поясняет Юрий Алиев. - Вот, у меня на потолке трещина раскрывается. Я уже после покупки квартиры понял, почему здесь на потолке плитка - всё в трещинах.
Эксперт признает, что панельные дома ещё могут прослужить. Но чтобы в этом убедиться, нужна экспертиза.
- Дома же страшно рушатся: кинотеатр в Эмбе, административное здание в Бадамше, - приводит примеры Юрий Алиев.
Из 53 млрд денег на обследование не хватило
Эксперт несколько лет обивал пороги различных госинспекций. Безнадежно.
- У меня этих бумаг – сундук, но они сто лет никому не нужны. Городской отдел строительства, к примеру, ответил, что обследование зданий не учли в смете модернизации. Не провели финансирование! – возмущается строитель с многолетним стажем.
Обследование должна проводить специализированная организация, имеющая не только оборудование, но и лицензию. Решение о проведении принимают члены КСК или кондоминиума. Но 64-квартирному дому оно обойдется, как минимум, в 1 млн тенге. И, естественно, далеко не все жильцы согласятся вытаскивать из своего кармана лишние 15 тысяч тенге.
- Раз программа модернизации еще действует, государство должно дать деньги хотя бы на эти дома. Но не даст, - констатирует строитель. - Это очень страшные работы, там очень много испытаний. Дом трясут, проверяют рентгеном сварочные швы…
Стоит отметить, что в прошлом году в Актобе насчитали около 300 ветхих домов. Но час, когда их начнут сносить, судя по всему, не близок. Без чрезвычайных происшествий дома никто не собирается обследовать, в принципе. Аварийными в городе признаны всего 17.
- Начинают строить новые дома, а эти куда? Их не сносят. Получается так, что нужно ждать, когда убьет людей. Как человек умирает, так и дому конец приходит. Но этот конец может быть очень плохой, - резюмирует Юрий Алиев.
«Дом гнил, а договор не подписывают»
С соответствующими вопросами мы обратились в отдел жилищных отношений. Вразумительный ответ насчет обследований там дать не смогли. Постараемся списать это на то, что жильцам приходится организовывать их самостоятельно.
Насчет обследования при модернизации нам посоветовали обратиться к директору ТОО «Табыс Актобе» Еркину Купенову, так как товарищество является оператором программы в Актобе. Отвечать на «такие» вопросы по телефонному разговору он отказался. Попросил явиться лично и продемонстрировать служебное удостоверение. Приехали и показали, но ответы получили такие же косвенные.
- К нам поступают заявки от местных исполнительных органов. Они предоставляют нам списки домов, которым требуется ремонт. Самое главное – это согласие жильцов, - заверяет Еркин Купенов.
Он отмечает, что на сегодняшний день строительные работы продолжаются в 6-и домах. В 18-и подъездах устанавливают новое лифтовое оборудование.
- Как определяется, например, какой дом покрасят, а какой обошьют пластинами?
- Это жильцы определяют. На собрание приезжает специалист, и ему они перечисляют все, что хотят сделать. Например, говорят, что подъезд у них отремонтирован, и его не нужно делать. Мы его в проект не включаем. Единственное обязательное условие модернизации – это установка АТП, то есть автоматического теплового пункта. Это для экономии теплоэнергии. Её стоимость в дальнейшем снижается примерно на 30%.
- А если состояние дома не позволяет выполнить какие-то работы? К примеру, в старом доме уже никак не сделать скатную крышу, даже если жильцы просят?
- К нам, например, обращаются двухэтажные дома. В них по 15-18 квартир. А у нас ежемесячная оплата не должна превышать 2 МРП, то есть 5050 тенге. А 15-квартирный дом, если запросит очень много, получит примерно по миллиону тенге на каждую квартиру. Мало кто согласится. Делать выгоднее дом, в котором много квартир. Пенсионеры живут же, в Жилгородке особенно. Им платить тяжело.
- Какие есть варианты? Неужели не ремонтировать дом, раз в нем мало квартир?
- Вариант один: сокращать количество работ. Ну, они же хотят все и сразу, это дорого. Но какие-то виды работ они могут сами сделать, скинуться. Дешевле намного выйдет, так как не будет оплаты разработки предпроектной документации и т.д.
Ответить на вопрос, как жить в пусть и отремонтированном, но необследованном доме, директор ТОО «Табыс Актобе» затруднился, и начал заострять внимание на том, как замечательно стало в обновленных домах. Отметил он и уклонения жильцов от подписания договора.
- Люди интересные. Когда дом гнил, они просили о помощи. А потом они отказываются от заключения договора. Мы подаем в суд и выигрываем. И эти 500-600 тысяч они выплачивают не 15 лет, а сразу. Очень много сейчас заявок. Но мы не можем взять все, так как бюджет ограничен. Все ещё и от курса рубля зависит… - добавил Еркин Купенов.
«Дома построены на совесть»
Репортеры «АТ» осмотрели несколько многоэтажек, попавших в программу модернизации несколько лет назад. Результаты разнятся. Дома, обшитые пластинами, выглядят достаточно ухоженно. А вот у многоэтажек, жители которых решили обойтись только покраской, вид удручающий, равно как и у большинства домов советской постройки. Мы переговорили с несколькими актюбинцами, проживающими по ул. Абубакира Кердери (бывшая Красногорская).
- Ну, штукатурка – это единственное, к чему можно было бы придраться. Гарантийный срок прошел, и все облупилось. Но, в целом, довольны. Правда, сначала нам в смете приписали лишний подъезд на 8 миллионов, но мы разобрались… - хором утверждают бабушки.
Трещины на потолках и стенах их совсем не страшат. Про обследование действительно никогда не велось и речи, но необходимости в нем жильцы домов не видят.
- Наши дома строили самыми первыми, на совесть. Это уже потом начали быстро строить. Дома на «Спутнике» – да, развалины. А наши ещё простоят, - уверены жительницы.
Не будем строить конспирологических теорий о том, почему обследования не проводят. Но как бы тщательно ни выполнялись работы в 60-х, хрущевки, брежневки и даже сталинки не вечны. И никакой ремонт не спасет изношенные панельные блоки. Дома начинают рушиться по всему постсоветскому пространству. Местные отделы ЖКХ, как правило, связывают происшествия с самовольной перепланировкой квартир. Но специалисты предупреждают: час, когда дома начнут обваливаться в геометрической прогрессии, неизбежен. А чтобы предотвратить гибель людей, дома нужно осматривать. В соответствии с действующим законодательством.
Массовое разрушение хрущевок предрекают в Актобе
15:30, 27 июля 2019 г.
Общество