Народный банк Китая снизил курс юаня до минимума за 11 лет, чтобы смягчить удар от новых пошлин, введенных Трампом.
Аналитики уверены: у крупнейшего иностранного кредитора американского правительства скоро лопнет терпение и в ход пойдет "тяжелая артиллерия" — китайцы начнут распродавать государственный долг США. Готов ли Пекин на крайние меры в торговой войне — в материале.
Рекордное ослабление
На новые десятипроцентные пошлины Пекин ответил валютным ударом, опустив 6 августа курс национальной валюты до семи юаней за доллар. Это существенно ослабит эффект заградительных мер и позволит китайским товарам удержаться на американском рынке.
В Минфине США уже заявили: дешевеющий юань — резкая эскалация торговой войны. КНР специально ослабляет национальную валюту, чтобы получить преимущества в международной торговле. Трамп обвинил Пекин в валютных манипуляциях. Юань тем временем продолжил дешеветь.
Впрочем, самим китайцам это тоже не сулит ничего хорошего — только резкий спад покупательской способности и замедление внутреннего спроса. В Пекине признали: юань пострадал в торговой войне, но обвинения в валютных манипуляциях отвергли. Китайский ЦБ подчеркнул, что прибегать к девальвации национальной валюты не намерен.
Козырь в рукаве
Пока наблюдатели гадают, насколько далеко все это зайдет, возникают и другие опасения. Крупнейший иностранный кредитор американской экономики, Китай способен пустить в ход главное оружие — распродажу американских гособлигаций.
Этот сценарий обычно рассматривали как нереалистичный, пишет Bloomberg. Хотя бы потому, что с бумагами на 1,11 триллиона долларов найти альтернативы для инвестирования — задача не из легких. Однако столь резкое ослабление китайской валюты явно указывает на то, что такой вариант не исключается.
По его словам, применив в качестве оружия собственную валюту, китайцы вполне могут рассмотреть и "другие опции" — в частности, сократить вложения в казначейские бумаги. И это уже происходит. С пиковых значений в 1,3 триллиона долларов в 2013 году инвестиции в американский госдолг уменьшились на 200 миллиардов, до двухлетнего минимума — 1,11 триллиона долларов.
Если Китай вдруг предпримет масштабную распродажу, последствия будут катастрофическими. Массовый сброс трежерис обвалит их стоимость, что вызовет панику на рынке облигаций и падение курса доллара. Но есть и обратная сторона: ослабление американской валюты сделает китайский экспорт дороже. Кроме того, сброс казначейских обязательств США серьезно ограничит возможности Пекина управлять юанем — если торговая война окончательно выйдет из-под контроля.
Идти до конца
Таким образом, масштабная распродажа Пекином казначейских облигаций США все же маловероятна — резкое обесценивание этих бумаг нанесет больше вреда, чем пользы.
Другое дело, что Китай может предпринять стратегические продажи, которые позволят, с одной стороны, максимизировать прибыль, а с другой — произведут достаточно сильное впечатление на финансовые рынки.
Так, в 2016-м китайцы избавились от облигаций на 188 миллиардов долларов (почти на 15 процентов) после того, как юань упал на семь процентов на фоне оттока капитала. Впоследствии часть госдолга выкупили обратно, но в прошлом году распродажа возобновилась. Всего же за пять лет Пекин сократил портфель американских гособлигаций на 13,8 процента.
"Большие объемы продажи долга США вызовут у профессиональных трейдеров подозрение, что на рынке появился крупный продавец, которым вполне может быть Китай, — полагает Джаспер Ло, главный инвестиционный стратег Eddid Securities and Futures. — Это быстро перерастет в беспокойство относительно стоимости казначейских ценных бумаг и активов в долларах США, вызвав потрясения на мировом финансовом рынке".
Трамп тем временем призывает Китай не применять ответных мер, но в МИД КНР заявили: в торговой войне Китай готов "идти до конца", хотя "некоторые недооценивают возможности нашей защиты".