В градостроительном ведомстве рассказали, чем чревато расширение частного сектора в Актобе, и как будут сохранять архитектурное наследие города, передает City04.kz со ссылкой«Актобе Таймс».
Каких бы новинок ни придумывали актюбинские архитекторы, граждане к их идеям почти всегда относятся скептически. Ведь многие тротуары разбиты, декоративные элементы на зданиях старой постройки крошатся, а покраска некоторых домов и вовсе вызывает волну народного возмущения.
Корреспондент «Актобе Таймс» побеседовала с и. о. руководителя городского отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства Алибеком Серикбаевым и расспросила о планах по развитию Актобе.
Возле Актобе хотят построить новый город
Еще один Актобе, но весь из частных домов
Как оказалось, основной проблемой на сегодняшний день является то, что город увеличивает свою площадь за счет расширения частного сектора. В очереди на получение земельных участков под ИЖС стоит 145 тысяч человек. За последние 5 лет заветные сотки удалось выдать 22-м тысячам.
19 тысяч участков по ИЖС пока не снабжены комуслугами
Застройка частными владениями – удар не только по архитектурной и эстетической составляющим.
А так как без водо- и газоснабжения, отопительной системы¸ вентиляции и водоотведения жить в домах невозможно, властям, очевидно, придется урезать финансирование других проектов. Строительство дорог к частному сектору - тоже дело не одного дня и миллиона тенге.
Полиция может не успеть
Экстренные службы – скорая и пожарная – не смогут действовать оперативно. Чтобы добраться до дома в частном секторе, у них уйдет намного больше времени.
Возникнут проблемы и с безопасностью. В многоквартирных домах, если злоумышленнику и удалось проникнуть в подъезд, стражей общественного порядка нередко вызывают встревоженные подозрительным шумом соседи. Для частных владений это нехарактерно.
Урбан-блоки впереди
По этим причинам, в отделе архитектуры призывают возводить высотки. Так, предполагается, что микрорайон Батыс-3 будет застроен урбан-блоками. Жить в нем смогут около 100 тысяч человек, а процесс развития займет примерно 10 лет, как это было в Батысе-2.
Стоит отметить, что урбан-блоки или так называемые «спальники» – типичный образец застройки для СССР 70-80-х годов. По этому плану многоэтажные дома выстраиваются очень плотно, создавая практически закрытый округлый двор.
Урбан-блоки неоднократно подвергали резкой критике за «некомфортность», ведь среди плотно застроенных зданий нет иерархии. Нельзя выделить главную улицу, обязательную для развитых районов со своей инфраструктурой. Но, если учесть сложности с развитием частного сектора, урбан-блоки могут стать типичными для Актобе. Возможно, современные урбан-блоки не чета советским, и жить в них окажется комфортнее.
Постараются сохранить исторический облик города
Архитекторы всё же постараются сохранить индивидуальность города. Так, в ведомстве разрабатывают план по благоустройству давно существующих районов. Пример с других городов не брали, и назвать Актобе будущего степным Петербургом или Будапештом никак не получится.
Обустраивать предлагают следующие районы: Жилгородок, старую часть города, Жилянку, 11-й и 12-й микрорайоны, проспекты Абилкайыр хана и Санкибай батыра, а также улицы Тургенева, Абая и Алии Молдагуловой.
Дома в старой части и Жилгородке обещают не залеплять новоделом, ограничившись покраской.
Вскоре градостроительное ведомство представит план на суд общественности и, только заручившись поддержкой жителей, составит проектно-сметную документацию.
Корни над головой?
И. о. руководителя отдела архитектуры продемонстрировал нам ролик с видами Актобе будущего. Яркие дома, ровные дороги, ухоженные дворы и, самое главное - огромное количество зелени. Деревья на видеоролике высотой с панельные пятиэтажки, и заполняют собой пустое пространство. Рядом с реальными фотографиями сереньких дворов разница бросалась в глаза особенно остро. На некоторых строениях в видеоролике деревья и вовсе росли на крышах. Мы поинтересовались, не ограничится ли сие новшество иллюстративностью, и как высадить деревья на практике. Ведь на многих новостройках крыша не скатная, а действительно, плоская.