18+

ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ КРС: «ТАКАЯ КОРОВА НУЖНА САМОМУ!»

Узбекистан стал главным импортером казахстанского скота, как это влияет на нашу экономику, выясняли специалисты НПП "Атамекен", передает City04.kz.

За 2019 год показатель экспорта живого скота в сравнении с 2018 годом вырос практически в 3 раза и достиг 156 тыс. голов КРС и в 7 раз МРС - 263 тыс. голов. При этом казахстанские мясокомбинаты загружены на 45-50%, а цены на продукцию мясного животноводства растут. В этой ситуации МСХ вводит запрет на экспорт живого скота.

НПП «Атамекен» согласовывает запрет экспорта живого скота на 6 месяцев, и вместе с тем считает необходимым проработать механизм по сохранению конкурентной цены на внутреннем рынке для фермеров за счет внедрения стимулирующих мер для переработчиков.

Узбекистан - новый мясной хаб?

Субсидии предоставляется при покупке ПЛЕМЕННОГО КРС – 150 тыс. тенге (при покупке местного племенного) и 225 тыс. тенге (при покупке импортного племенного КРС).

И если мы экспортируем живой ПЛЕМЕННОЙ КРС, тогда получается, мы субсидируем УЗБЕКИСТАН от 150 до 225 тыс. тенге за голову.

Если товарный скот продает узбекам ОТКОРМ площадка, размер субсидирования УЗБЕКИСТАНА составят порядка 20,0 - 30.0 тыс. тенге за голову из расчета 200 тенге за кг привеса.

Как известно, Узбекистан утвердил свою программу по реализации проекта «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» с участием Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР).

В рамках данной программы Узбекистан получил долгосрочные займы от МБРР и МАР до 2042 года с льготным периодом 5 лет и дополнительно вложит собственные средства. Общая стоимость Программы составляет 227,8 млн. долл. США.

«Мы видим, что за 2 года узбеки вывезли из Казахстана живой скот на 105 млн. долл. США. Можно спрогнозировать, сколько еще они могут вывезти, согласно их остатку финансов, а это порядка 120,0 млн. долл. США. По сути, Узбекистан может вывезти еще столько же поголовья скота! Это значит - наращивание собственного поголовья скота, а не убой», - отметил Первый заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Усилить контроль на границе

Потому что вывозится маточное поголовье скота, а это стратегически невыгодно для Казахстана, учитывая политику соседа. Многомиллиардная государственная поддержка, которая оказывается для наращивания маточного поголовья скота, сведется к нулю.

Кроме того, необходимо должным образом наладить контроль за вывозом маточного поголовья, в целом, за передвижением скота!

Одним из решений может быть интеграция информационных систем ИАСУ при выдаче ветсертификата, ИСЖ при сверке скота по половому признаку, АСТАНА-1 при таможенных процедурах и операциях, которая также позволит внедрить систему управления рисками.

Мировой опыт

К примеру, Австралия является одним из мировых лидеров по экспорту КРС. В среднем Австралия ежегодно экспортирует ГОВЯДИНУ на сумму 6,4 млрд. долл. США, а в ЖИВОМ ВИДЕ - 1,0 млрд. долл. США, где преимущественно племенной КРС с высокой стоимостью или 13,5% от общего объема.

Бразилия экспортирует ГОВЯДИНОЙ на сумму 5,4 млрд. долларов США, ЖИВЬЕМ - 0,5 млрд. долларов США. Соотношение 1 к 10-ти.

В Казахстане же ситуация противоположная! В 2019 году экспортировано ЖИВОГО СКОТА на сумму 74 млн. долл. США, а ГОВЯДИНОЙ всего на 16,6 млн. долл. США.

Теперь о субсидиях

У нас отсутствует конкретная методика определения видов и размеров субсидий. Кому сколько выдавать?

Вследствие чего, последняя Госпрограмма развития АПК концептуально менялась 3 раза, а действующие Правила субсидирования, за последние 5 лет, менялись 47 раз!!!

К примеру, согласно научно обоснованным расчетам себестоимость 1 кг живого КРС от выращивания до откорма составляет порядка 560 тенге. Учитывая минимально установленные нормативы господдержки мясного КРС, доля субсидий составляет от 200 до 300 тенге на 1 кг, в зависимости от происхождения скота (местный или импортированный).

«За счет субсидий возмещается от 30 до 55% затрат содержания и откорма скота. Это самое дотируемое направление сельского хозяйства страны. Для сравнения, по зерновым, зернобобовым и масличным культурам доля базовых субсидий не превышает 17-20% от себестоимости!», - подчеркнул Эльдар Жумагазиев.

В целях изменения ситуации, необходимо разработать и утвердить на законодательном уровне методологию по предоставлению субсидий в сфере АПК, на опыте развитых стран.

К примеру, главной задачей мер государственной поддержки в развитых странах является обеспечение необходимым уровнем рентабельности фермеров, с учетом рыночной стоимости произведенной продукции. Так, например, в США действует программа «Стабилизация доходов фермеров».

Там действует понятие «гарантированной цены», которые устанавливаются на наиболее важные сельскохозяйственные продукты. При реализации продукции по цене ниже чем «гарантированная», фермер в конце года получает разницу от государства в виде субсидий.

Кроме того, имеется «залоговая (фиксированная) цена», по которой фермер сдает продукцию в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), в случае если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. Таким образом, обеспечиваются гарантированный сбыт и гарантированный уровень доходности фермеров.

«При согласовании запрета на вывоз «Атамекен» акцентировал внимание на выплате разницы в виде субсидий фермерам при высокой цене на мясо или живой КРС на рынках сопредельных государств. Во-первых, это стабилизирует внутренний рынок и решит вопрос перетока и самое главное обеспечит рентабельность фермеров», - сказал Первый заместитель Председателя Правления.

И только дополнительной мерой для обеспечения доходности фермеров должна быть возможность экспортировать живой скот.

Только при полной загрузке мясоперерабатывающих пунктов и при наличии излишков поголовья должна быть установлена квота на экспорт живого скота, от всего объема экспорта говядины.

ВЫВОДЫ:

За время запрета нам необходимо решить следующие ключевые вопросы:

Проработать методологию по нормативам субсидий; Пересмотреть систему ветеринарного контроля и прослеживаемость живого скота; Необходимо обеспечить эффективный мониторинг экспорта живого скота.

Учитывая, ограниченные сроки запрета и нежелание его продлевать, государственным органам во главе с МСХ совместно с НПП и отраслевыми ассоциациями необходимо выработать согласованные подходы по решению вышеуказанных вопросов.

НПП РК «Атамекен» готов обсуждать данный вопрос и ближайшее заседание Комитета АПК при Президиуме НПП будет посвящено вопросам животноводства.

Источник https://atameken.kz