Еще лет 30 назад актюбинский аэропорт был крупным транспортным узлом и позволял без пересадок добраться в десятки уголков Советского Союза. Сейчас рейсов тут совсем мало, но совсем скоро к воздушным воротам Актобе может вернуться часть былой славы.
Небом не корми
В наши дни к актюбинскому аэропорту претензии могут быть только у очень придирчивых путешественников. Для пересадок пассажиры используют его редко, основные клиенты – это либо актюбинцы, либо гости города, спешащие к стоянке такси. Поэтому все недостатки небесного порта чаще всего оказываются незамеченными.
Однако те, кому пришлось провести в здании аэропорта чуть больше времени, на неудобства все-таки пожаловались. Так, блогер Денис Кривошеев опубликовал пост с резкой критикой актюбинской воздушной гавани. Выяснилось, что онлайн-регистрация в Актобе была бессмысленной, потому что в аэропорту нет устройства, считывающего штрих-код. Во время пандемии этот фактор стал особенно важен, потому что к стойкам регистрации выстраивались очереди, что не лучшим образом сказывалось на безопасности пассажиров.
Немало нареканий вызвал и инцидент, происшедший 22 июля, когда техник повредил новенький самолет компании Air Astana. Причем повредил так, что судно несколько дней простояло в ремонте.
Совпадение это или нет, но через несколько дней после публикации скандального блогера руководство актюбинского аэропорта пригласило журналистов, чтобы продемонстрировать работу воздушных ворот города.
В тесноте да не в COVIDе
Встреча с прессой началась с демонстрации санитарных мер. Нарушения правил санитарного режима едва не стоили аэропорту 4 млн тенге. Именно на такую сумму был сначала выписан штраф, но потом, по некоторым данным, сумма снизилась в более чем в 10 раз.
Попасть в зал ожидания человек с температурой теперь не сможет – на входе стоит тепловизор. Кресла в зале ожидания разграничены красными крестами, соблюдать дистанцию требуют строжайше. А вот в обновленной комнате матери и ребенка есть небольшая кухня, где дистанцироваться трудно – детские кроватки стоят совсем рядом, да и общие игрушки риск заражения не снижают. В VIP-зале мягкие диваны метить крестиком никто не стал. Видимо, пассажиров бизнес-класса в Актобе не так много, чтобы требовать от них соблюдения социальной дистанции.
Понимаешь, все еще будет
Количество регулярных пассажирских рейсов мы увеличили, также открыли грузовой рейс в Китай, а сейчас работаем с авиакомпаниями насчет открытия рейсов в Пекин и Урумчи, – поделился председатель правления АО «Международный аэропорт Актобе» Дастан Малиев. – Совместно с акиматом мы отрабатываем проект «Открытое небо». Это пятая степень свободы в воздухе. Например, если самолет летит из Пекина в Москву, то авиакомпании будет удобно посадить его и у нас. Тогда борт примет часть актюбинских пассажиров, или наоборот, некоторые пассажиры из Китая могут сойти в Актобе.
Проект «Открытое небо» дает городу большие возможности. Совсем скоро появятся регулярные рейсы в Анталью. Раньше на турецкие курорты можно было отправиться лишь чартером.
Глава авиакомпании Air Astana Питер Фостер еще год назад планировал запустить бюджетные рейсы из Актобе в Баку, Тбилиси и Стамбул, но пандемия спутала все планы. Хотя есть большая вероятность, что в ближайшем будущем на Кавказ и Босфор можно будет долететь без утомительных пересадок.
Прежде об удобстве пассажиров тут думали в последнюю очередь. Если взлетную полосу еще хоть как-то реконструировали и выделяли средства на ее ремонт, то зал ожидания аэропорта, а также терминалы по сервису и комфорту застряли едва ли не в конце 90-х. Даже кровле уже требуется капитальный ремонт, хотя десятилетие назад здание аэропорта подверглось реконструкции.
В 2019 году воздушная гавань Актобе была передана на баланс акимата, и новому руководству приходится разгребать ошибки старого.
Мелочь, а приятно
Небольшие, но приятные для пассажиров изменения в аэропорту уже появились. В зале установлены новые информационные табло, банкоматы и платежные терминалы, которые раньше стояли почти у входа, перенесены в более удобное место, а для инвалидов предусмотрена специальная помощь. Также решается вопрос о расширении парковки и введении трансферных услуг. Нередко пассажиры ночных рейсов сталкивались с жадностью таксистов, которые просили по пять тысяч тенге за поездку до города, а вызвать машину через мобильное приложение бывало сложновато. Договоренность с одной из служб такси по примеру столичного аэропорта могла бы решить эту проблему.
К сожалению, советская практика полетов «кукурузников» в отдаленные уголки области ныне неосуществима. Рейсы в райцентры Шалкар или Иргиз попросту нерентабельны и существовать могут лишь за счет государственных дотаций. Но даже при такой щедрости государства они не станут популярными. Маленькие самолеты не отличаются скоростью, и вместе с процедурой регистрации полет займет не меньше времени, чем поездка на автомобиле.
К тому же досмотр, ограничения на вес багажа и запрет на перевозку жидкостей и прочих опасных предметов, а также возможная отмена рейсов из-за непогоды делают полет чересчур хлопотным для небольшого расстояния.
Ни выпить, ни покурить
Сейчас в зале ожидания работает кофейня. Цены тут относительно низкие, если сравнивать со столичными. Для совсем экономных путешественников в зале ожидания предусмотрены столовая и магазинчик, где кроме перекуса можно приобрести сувениры и прочую мелочевку. Цены там тоже вполне приемлемые. Руководство аэропорта регулярно их мониторит.
Тем не менее для курильщиков ожидание рейса после регистрации по-прежнему остается мучительным. Если лет 10 назад перекурить можно было в специально отведенной комнате, то сейчас эта каморка закрыта, потому что в ней нет системы вентиляции. Приобрести специальную кабину, как в аэропорту Алматы, слишком дорого. Тем более что такую роскошь воздушным портам обычно предоставляют табачные компании в рекламных целях, а планировка аэровокзала не позволяет устроить курилку на открытом воздухе. Однако руководство воздушной гавани пообещало решить проблемы заядлых курильщиков в ближайшее время.
А вот duty free в актюбинском аэропорту вряд ли появится. Эта затея не выгодна для предпринимателей. Дело в том, что аэропорт хоть и носит гордое звание международного, но рейсов за рубеж практически нет, не считая чартеров в Турцию и Египет. Туристы, отправляющиеся на отдых all inclusive, закупаться дешевым алкоголем в Актобе не спешат. Пассажиры, вылетающие в Москву, возможно, и прикупили бы бутылочку виски, но Россия входит в Таможенный союз, а щедрость беспошлинной торговли на территорию союза не распространяется. Так что единственный легальный способ опрокинуть рюмочку перед полетом – это бар в VIP-зале аэропорта, но вхожи туда только счастливые обладатели билетов в бизнес-класс.