Ревизию на кладбищах с дроном проведут в Актобе. Погосты передали частной компании. С тех пор там изменились только цены. Цена за захоронение взлетела до 120 тысяч тенге. «Если за минимальную зарплату, 42 500 тенге, человека нельзя похоронить, зачем жить?» – говорит активист Абай Сактаганов.
Кладбище в районе ГМЗ законсервировали. Захоронения здесь запрещены, многие оградки сломаны, деревья повалены, их не убирают. || Фото Евгения СОЛОДОВЩИКОВА
В 2017 году 50 актюбинских кладбищ горакимат передал в доверительное управление фирме «АК Трейд Солюшнз» на 5 лет. Позже 7 вернули отделу ЖКХ, оставили 43, пишет «Диапазон» @gazeta_diapazon.
Еще тогда это вызвало недовольство жителей, но в акимате объяснили: на содержание каждого кладбища бюджет тратит 20-25 млн тенге в год, больше нести такие затраты бюджет не может. Частники, заверили в горакимате, наведут порядок, огородят кладбища, даже введут электронный учет захоронений. Что изменилось на самом деле?
– Мой отец похоронен на кладбище в районе ГМЗ. Оно в мусоре, неухоженное. Люди приезжают из Израиля, Германии, стыдно перед ними, – говорит Расима Латыпова, она возглавляет ассоциацию ритуальных служб. – Все 43 кладбища акимат передал фирме «АК Трейд Солюшнз», сейчас это единый центр ритуальных услуг. Они по договору взяли на себя озеленение, ремонт, даже электронный учет захоронений и внесение данных в единую базу Е-халык. Но на кладбищах бардак, горы мусора, ограждение появилось только на одном, в Россовхозе. В 3-м Интере, после того как погост отдали в управление частной фирме, стало еще хуже, даже домик разобрали. – По положению о кладбищах расстояние между участками захоронения должно быть 1 и 0,5 метра, – продолжает Расима Латыпова. – Ко мне обратился человек, который пошел на могилу тестя в Кирпичном, там рядом, в проходе захоронили женщину. Пожаловались – крест и оградку подвинули, люди теперь ходят по покойнику. Цены за захоронение после передачи в управление задрали. Другим предприятиям эти цены «ломать» не дают. Со своими копальщиками на кладбище не пускают. Что нужно еще, чтобы акимат расторг с этой фирмой договор? Из-за того, что не могут заплатить за захоронение в Кирпичном, люди хоронят близких на закрытом кладбище в районе ГМЗ, раскапывают старые могилы. Кости, черепа лежат на земле. Мы по костям уже ходим!
Памятники на старом кладбище тоже сломаны, между рядами горы мусора.
– Жители не раз обращались к нам по поводу состояния кладбищ, и в акимате мы уже ставили этот вопрос, – говорит председатель общественного совета при акимате Актобе Абай Сактаганов. – Предприятие, взявшее в доверительное управление кладбище, всю работу проводит за свой счет. Откуда у него деньги? Их берут у горожан. Захоронение на мусульманском кладбище теперь стоит 120 тысяч, на христианском – 80 тысяч тенге. Понятно, когда горе, никто не торгуется. Но минимальная зарплата 42 500. Если на эти деньги человека нельзя похоронить, зачем жить тогда? Если бы кладбища отдали в управление не одному, а нескольким предприятиям, цены были бы другие. Я считал во сколько обходится захоронение, затраты на материалы всего 25-30 тысяч тенге. Кладбища надо приводить в порядок. Раз отдали в управление, надо это контролировать.
Выяснилось, что акимат изначально устанавливал частной фирме цены на услуги, но потом из договора это исключили, поскольку ритуальные услуги – конкурентная среда. Спор из-за нарушения закона о конкуренции дошел до Верховного суда.
– Антимонопольный департамент на основании заявлений двух предприятий, оказывающих ритуальные услуги, обратился в суд – единый центр ритуальных услуг не дает доступ другим организациям для оказания услуг, – говорит Расима Латыпова. –Верховный суд признал действия доверительного управляющего незаконными, однако реально пока ничего не изменилось. Никому на кладбище работать не дают.
Что касается цен, по словам Талгата Санкубаева, завсектором по управлению комимуществом горакимата, правительством установлено: выкапывание на кладбищах стоит 16 тыс. тенге, закапывание – 13 тыс.
– По состоянию кладбищ мы направляли единому центру ритуальных услуг свои замечания, – говорит Талгат Санкубаев. – Для установки ограждений им продлили срок. Предприятие все делает за свой счет. Сейчас мы ездим по кладбищам, замечания есть. Для исправления мы дадим срок, если не исправят, мы можем обратиться в суд. В доверительное управление кладбища отдали в целях экономии бюджета. Из бюджета им ни копейки сейчас не дают.
По словам местных жителей, на старом кладбище орудуют бомжи, греясь, они жгут костры из деревянных крестов.
Но если до 2017 г. на каждое кладбище бюджет выделял по 20-25 млн тенге, почему они в таком плачевном состоянии? Вопрос повис в воздухе.
Абай Сактаганов предложил комиссионно обследовать все кладбища.
– Я вхожу в земельную комиссию, в земельном комитете есть дрон, – сказал он. – Давайте с его использованием обследуем все 43 кладбища, тогда будем видеть картину, после этого можно решать, что делать с кладбищами дальше.
Комиссия должна приступить к работе уже на днях.