Цены на услуги кладбищ возмущают жителей Актобе. Стоимость захоронения выросла там до 120 тысяч тенге. Дошло, говорят, до того, что горожанам даже приходится оформлять кредиты, чтобы проводить родных в последний путь. От чиновников требуют разобраться, почему умирать стало так дорого. Но в акимате один ответ – смерть не входит в их компетенцию.
Актюбинцы шокированы тем, во сколько сейчас обходится захоронение. Активисты провели мониторинг и выяснили, что на мусульманском кладбище надо заплатить 120 тысяч тенге, на христианском – 80 тысяч. Понятно, что торговаться в такой ситуации никто не возьмется. Но далеко не всем по карману такие тарифы. Говорят, приходится лезть в кредиты, чтобы достойно проводить в последний путь близкого человека.
Абай Сактаганов, председатель общественного совета при акимате г. Актобе:
– На сегодняшний день минимальная зарплата – это всего 42500. И вот мы хотим, чтобы оно не превышало этого размера. Если даже он взял кредит, если даже он у кого-то взял, у нас не принято говорить, что я долг взял – похоронить.
Тарифы на захоронение, по словам общественников, установил единый центр ритуальных услуг. Это, по сути, монополист, которому отдали в доверительное управление почти все городские кладбища. По словам активистов, компания за свой счет проводит всю работу: предоставляет земельный участок, выкапывает и закапывает могилу. Но как формируются тарифы на услуги, в центре говорить отказались. В делах ритуальных все покрыто коммерческой тайной.
Передавать в доверительное управление городские кладбища начали еще три года назад. Чиновники говорят: это было сделано для экономии бюджета. По их данным, на содержание погостов тратится порядка 25 миллионов тенге.
При этом в такую сумму обходится ежегодное содержание только одного кладбища, утверждают в акимате. Правда, сами жители в этих цифрах сомневаются, особенно сельчане. В аулах, говорят, за погостами всегда следят сами же родные покойных. Люди добровольно жертвуют деньги на то, чтобы содержать кладбища в порядке. Считают, что ухаживать за могилами можно и без больших затрат.
Федор Гриценко, житель с. Курайли:
– Частникам кладбища – до одного места! Частника интересует свободная земля, на которой они будут производить захоронения и делать на этом деньги. У нас компактное кладбище, компактное проживание людей. Здесь захоронены наши близкие, и мы в состоянии сами следить за нормальным порядком на кладбище.
Но возвращать кладбища на баланс государства пока не собираются. Контролировать цены на услуги монополиста – тоже.
Бауржан Алдияров, и. о. начальника отдела ЖКХ акимата г. Актобе:
– К ценовой политике мы никакого отношения не имеем. Это конкурентная среда. Это ритуальные услуги, которые оказываются населению. Мы не можем в это вмешиваться.
Единственное, что пообещали чиновники, – проверить состояние кладбищ, переданных в доверительное управление. Хотят даже найти дрон для обследования территории. Говорят, это и покажет, насколько много денег вкладывает частник в содержание погостов.