Суд в Актобе оправдал троих фигурантов дела о гибели пяти рабочих на Актюбинском заводе хромовых соединений. Суд посчитал, что в их действиях «нет состава преступления». Суд постановил, что «пять человек погибли по причине собственной грубой халатности». Родственники Владимира Коваля и Евгения Корнева, погибших при исполнении служебных обязанностей, назвали это решение «абсурдом».
Авария произошла 28 мая 2020 года в цехе № 4 на производственной площадке. По версии следствия, Владимир Коваль, очищавший химические отходы внутри производственной цистерны, получил ожоги в результате воздействия паров технологического раствора. Пытавшиеся спасти Коваля рабочие завода Мирас Сагиев, Евгений Корнев, Орынбасар Бисембин, Азамат Нагишев и Мухтар Таухабаев один за другим спустились в резервуар диаметром четыре с половиной метра и высотой более трех метров. Четверо от ожогов скончались на месте, а Нагишев скончался в больнице через неделю.
Следствие обвинило начальника цеха № 4 Рустама Балтогожина и хозяев цеха Отесина Муханова и Турара Бисембина в гибели пяти рабочих. Подозреваемые в суде не признали себя виновными в «нарушении техники безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц».
В заявлении суда говорится, что причиной «смерти рабочих стала собственная халатность». «Один из пяти пострадавших, мастер цеха Орынбасар Бисембин, не пристегнул ремнями безопасности рабочих, которые вошли в резервуар. Специалист, отвечающий за фильтрацию, дал незаконное указание спуститься внутрь аппарата», — говорится в решении суда.
Муса Куашев, адвокат, представляющий интересы семьи погибших на заводе Владимира Коваля и Евгения Корнева, заявил, что в связи с гибелью пяти человек ответчиком должен быть руководитель завода.
— Согласно Конституции Казахстана, это первый руководитель, который одновременно заключает договор с работником и обеспечивает его безопасность на работе. Следовательно, ответчиком должен был быть руководитель завода, а не начальник цеха и мастер цеха. Завод выделил средства на похороны рабочих. Мы не можем этого отрицать. Но это не возмещение морального ущерба! Семья Коваля и Корнева потребовала с завода по 10 миллионов тенге в качестве компенсации морального ущерба за каждого погибшего. Суд отказал нам в иске, — сообщил адвокат.
Руслан Ким, юрист Актюбинского завода хромовых соединений, в одном из судебных исков заявил, что семьям погибших была оказана финансовая поддержка. На похороны пятерых рабочих и погашение кредитов завод выделил 62 миллиона тенге. По словам Руслана Кима, семья Евгения Корнева получила из этой суммы шесть миллионов 220 тысяч тенге, а семья Владимира Коваля — пять миллионов 240 тысяч тенге.
Гульжанат Коваль, сноха погибшего Владимира Коваля, подтвердила, что Актюбинский завод хромовых соединений оплатил похороны покойного и выплатил кредит. Однако она выражает недовольство тем, что суд не взыскал с завода моральный вред и не предъявил обвинения виновным в смерти рабочих.
— Я не согласна с приговором. Обвинять мертвых — это абсурд! Уму непостижимо, как можно не найти виновных, когда погибли пять человек. Это ошибка следствия и прокуратуры. Младший брат моего мужа, Владимир Коваль, был молодым человеком, еще не женившимся. У него остались стареющие родители. Они восемь месяцев горюют. Поэтому мы обращаемся к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, обращаемся с жалобой в апелляционную коллегию, — сообщила Гульжанат Коваль.
Завод хромовых соединений, на котором 28 мая 2020 года погибли пять рабочих, расположен в черте Актобе, предприятие выпускает монохромат, бихромат натрия, другую продукцию, используемую в авиационной, нефтяной, нефтедобывающей, фармацевтической промышленности. Хромовые соединения идут на экспорт в десятки стран мира.